Проектирование гипермаркетов
Покупка продовольственных и непродовольственных товаров в настоящее время является неотъемлемой частью жизни человека. В современном мире сфера торговли представлена большим многообразием точек реализации товаров – рынки, магазины, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты.
Гипермаркеты – предприятия розничной торговли, реализующие огромное количество наименований продовольственной и непродовольственной продукции, состоящие из различных отделов, построенные по системе самообслуживания. Главным преимуществом супермаркетов среди других предприятий торговли является больший масштаб площадей и наличие большего ассортимента представленных товаров. Согласно ГОСТ Р 51773-2009 гипермаркет должен иметь торговую площадь не менее 4000 м².
Гипермаркеты могут содержать в своем составе предприятия общественного питания, предприятия сферы услуг – химчистки, прачечные, ремонтные мастерские и пр., центры развлечений, детские площадки, зоны отдыха, туалеты, что делает их более конкурентоспособными среди прочих подобных магазинов.
Размещение гипермаркетов предполагает наличие огромных площадей и может осуществляться на готовой территории, например, крупного торгового центра. Но, зачастую, под размещение гипермаркетов происходит строительство новых объектов с большой площадью застройки и огромной прилегающей территорией для размещения подъездных путей, парковок, технологических и рекреационных зон. Именно для этих случаев осуществляется проектирование гипермаркетов.
Проектирование гипермаркетов по своей сути не сильно отличается от проектирования обычного магазина, но тем не менее имеет свои аспекты проектирования, требующие детальной проработки.
1. Определение формата торговли проектируемого гипермаркета. Прежде всего нужно определиться с видом реализуемой в будущем гиперамркете продукции. Вид реализуемого товара определяет конструктивные параметры будущего строения, ведь для разных категорий товаров требуются разные условия хранения – температурный режим, вентилируемость помещений, защищенность от влаги и пр.
2. Определение концепции проектируемого гипермаркета. На данном этапе подлежит обсуждению фирменный стиль будущего гипермаркета, будет ли он представлен только торговым залом с реализуемой продукцией, либо будет вмещать в себя другие сопутствующие предприятия, площади для сдачи в аренду и т.п., как будет осуществляться торговля (оптом, в розницу), как будут сгруппированы реализуемые в гипермаркете товары.
3. Выбор участка под строительство гипермаркета - важнейший из этапов предпроектной подготовки. При выборе участка под строительство нужно руководствоваться принципами здоровой конкуренции. Очень важно для проектирования гипермаркета выбрать место, где оптимально сконцентрированы людские потоки, при этом не существует поблизости других подобных торговых объектов. Выбранное для строительства место должно иметь вокруг развитую инфраструктуру, иметь удобные подъездные пути и достаточную площадь для размещения подобного типа строений.
4. Проведение изысканий на выбранном участке. На данном этапе анализируется состав грунтов, представляющих почву местности, анализируется наличие грунтовых вод, наличие проходящих поблизости инженерных коммуникаций для питания проектируемого объекта, а также производится геодезическая съемка местности с указанием высотных отметок предполагаемого рельефа местности.
После проведения всех подготовительных, предшествующих проектированию гипермаркетов работ, начинается само поэтапное проектирование гипермаркетов:
1. Расчет площадей проектируемого объекта. Производится анализ предлагаемой продукции, представленной в проектируемом гипермаркете и рассчитывается необходимая площадь для размещения всего ассортимента. Учитываются также площади технических помещений, помещений для персонала, складов, мест загрузки/разгрузки, рекреационные зоны, производственные помещения (если на территории гипермаркета предполагается собственное производство) и другие сопутствующие площади (помещения для предприятий сферы услуг, помещения для арендаторов, если предполагается такой формат).
2. Проектирование архитектурных и конструктивных решений будущего гипермаркета. На данном этапе согласно известной площади будущего строения производится проектирование каркаса здания, проектирование его облицовки и внутреннего убранства. Подбираются материалы для строительства, технология производства работ. Разрабатывается фирменный стиль здания гипермаркета.
3. Проектирование объемно-планировочных решений гипермаркета – разработка внутреннего расположения помещений с учетом их назначения.
4. Проектирование инженерных сетей – в проектируемом помещении производят расстановку инженерных систем, требующихся для работы проектируемого объекта – вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, канализации, электрические сети и сети связи и пр.
5. Проектирование размещения оборудования в торговом зале – стеллажей, витрин, полок, прилавков, касс. Наиважнейший этап проектирования гипермаркетов. От грамотной расстановки оборудования в зале гипермаркета зависит его дальнейшее удобство для посетителей, а значит и успешность всего коммерческого проекта в целом. На данном этапе также составляются схемы движения покупателей и внутренняя логистика проектируемого объекта.
6. Размещение запроектированного объекта на выбранном земельном участке – составление генерального плана участка, посадка здания гипермаркета на местность с учетом всех геодезических и геологических свойств территории, проектирование подъездных путей, парковок, зон отдыха и малых архитектурных форм, проектирование подключения внутренних инженерных систем к наружным сетям.
Проектировщиками анализируется ассортимент будущего гипермаркета, определяется количество требуемого оборудования, варианты размещения данного оборудования в помещении с учетом всех норм. Полученные значения суммируются, учитываются также площади дополнительных помещений – подсобки, помещения для персонала, технологические помещения.
Проектирование гипермаркетов с точки зрения архитектурной части проекта рассматривает варианты отделки гипермаркета, как внешней, так и внутренней. Подбираются варианты отделки фасадов, возможна разработка индивидуального стиля здания гипермаркета. Так как от внешнего вида гипермаркета напрямую зависит его привлекательность для будущих покупателей, при выборе фасада при проектировании предпочтение стоит отдавать более качественным современным материалам. Фасады гипермаркетов могут быть навесными вентилируемыми, из композитных панелей, из светопрозрачных материалов (стеклянные), из керамогранита и т.п.
Дизайнерские решения внутренней отделки гипермаркетов выбираются из условий долгой эксплуатации, прочности, поскольку для гипермаркетов характерно наличие огромных людских потоков и плохо подобранные некачественные материалы могут укоротить срок эксплуатации проектируемого объекта. Все принимаемые в проекте материалы должны быть безопасными с точки зрения пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. В проекте должны использоваться только сертифицированные качественные материалы, имеющие необходимые свидетельства.
Помещения гипермаркетов могут включать следующие группы помещений:
— торговые помещения;
— помещения для приемки и хранения товаров, для подготовки их к продаже;
— подсобные помещения;
— административные и бытовые помещения;
— технические помещения.
Для крупных гипермаркетов наиболее часто используется вертикальное и горизонтально-вертикальное зонирование, подразумевающее определенную взаимосвязь торговых и неторговых помещений.
Торговые залы проектируемых гипермаркетов должны иметь естественное освещение, однако допускается размещать в подвалах торговые залы для продажи продовольственных товаров, посуды и других несгораемых материалов.
Высота этажа торговых залов гипермаркета - 3,3 м при площади до 1000 м2; 4,2 м — при площади более 1000 м2. При подвесных потолках допускается понижение высоты торгового зала до 2,7 м до низа выступающих конструкций.
Из торгового зала проектируемого гипермаркета должны быть предусмотрены эвакуационные выходы непосредственно наружу или на лестничную клетку по расчету, но не менее двух. Для расчета путей эвакуации количество покупателей, одновременно находящихся в торговом зале гипермаркета, следует определять исходя из расчета 1,35 м2 площади торгового зала на одного человека. При расчете путей эвакуации допускается учитывать служебные лестницы, связанные коридором с торговым залом.
Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале не менее 2,5 м; ширина маршей открытых лестниц не менее 1,5 м. Проход в кладовые, помещения для подготовки товаров к продаже, служебные, бытовые, подсобные, технические помещения через торговые залы не допускается.
Высоту неторговых помещений гипермаркетов рекомендуется принимать равной 3,3 м.
Площади и назначение кладовых зависят от назначения проектируемого гипермаркета. Допускается расположение кладовых и охлаждаемых камер в подвальных и цокольных этажах. Охлаждаемые камеры нельзя размещать рядом с котельными, бойлерными, душевыми и другими помещениями с повышенной температурой и влажностью. Кладовые, как правило, следует располагать у наружных стен.
Проектом предусматривается разработка сетей водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции, кондиционирования (по желанию), электрических сетей, сетей связи, а также сетей пожарной безопасности – пожаротушения, пожарной сигнализации, дымоудаления.
При расчете производительности сетей водоснабжения и водоотведения гипермаркета берутся в расчет не только сотрудники гипермаркета, но и предполагаемые посетители.
При проектировании сетей электроснабжения учитываются все энергопотребляющие приборы в проектируемом гипермаркете, ими могут быть витрины, торговое оборудование и т.п.
При проектировании сетей вентиляции, отопления и кондиционирования гипермаркетов берется в расчет регион строительства, его климатические условия, материалы каркаса и облицовки здания гипермаркета.
При неправильно произведенном расчете на сети может упасть огромная нагрузка, что повлечет за собой их выход из эксплуатации.
Проектирование сетей пожарной безопасности гипермаркетов является обязательным в данных видах сооружений. Из-за высокой проходимости помещений и большого скопления людей в них, может создаваться дополнительная пожарная нагрузка. Грамотное проектирование раздела пожарной безопасности может предотвратить чрезвычайные ситуации на проектируемом объекте, либо уменьшить ущерб от их последствий.
Правильное структурирование торгового зала гипермаркетов зависит от ассортимента товара и конфигурации помещения. Все оборудование должно быть расположено понятным и комфортным для покупателя образом. При расстановке стеллажей необходимо обратить внимание на следующие пропорции:
• возле высоких стеллажей оставляют широкий проход;
• для перемещения клиентов только с покупательскими корзинками оставляют расстояние 0,8 м по ширине;
• наличие тележек требует увеличения расстояния от 1,4 до 2 м;
• при низких стеллажах оптимальное пространство возле них должно быть не менее 1 м.
Существует несколько способов размещения оборудования в торговых залах проектируемых гипермаркетов:
- выставочный,
- линейный,
- боксовый,
- смешанный.
В гипермаркетах самообслуживания чаще всего используют линейную расстановку стеллажей, поскольку с ее помощью упрощается регулировка направления потока клиентов. Проектирование островных стеллажей по определенным линиям обеспечивает лучший обзор зала и удобное расположение кассового узла. А покупатели получают свободный доступ к товару и возможность осуществления самостоятельно комплексных покупок при минимальных потерях времени.
Линейная планировка при проектировании гипермаркетов может быть:
- продольной - стеллажи выставляются вдоль торгового помещения гипермаркета;
- поперечной - размещение оборудования перпендикулярно входу гипермаркета;
- диагональная - параллельное расположение стеллажей относительно друг друга, но под углом к стене. - смешанная, которая объединяет в себе продольные и поперечные линии.
Также в гипермаркетах актуально расположение «петля». Этот принцип используется в мебельных гипермаркетах, универсальных магазинах и при реализации одежды. Оборудование проектируется таким образом, чтобы создать в магазине секции с разными ассортиментом. При этом поток покупателей идет по замкнутой петле, когда от входа до кассы получается обойти все отделы и осмотреть всю продукцию.
Использование в проекте каждого вида планировки зависит от величины и формы зала гипермаркета. При небольшой глубине помещения (до 10 м) целесообразно установить оборудование вдоль боковых стен. Если глубина помещения больше, то лучше использовать поперечный способ планирования. Это наиболее распространенная расстановка оборудования. Кассовые боксы в гипермаркетах устанавливаются всегда на выходе из торгового зала. Недалеко от касс проектируют столы для упаковки товара и модульные шкафы для хранения вещей покупателей.
Полученное при проектировании строение гипермаркета вписывают в существующую местность с учетом не только высотных отметок земли, геологических параметров почвы, но и принимая во внимание проходящие на участке инженерные коммуникации и возможное подключение проектируемого гипермаркета к данным сетям. Для подключения к наружным инженерным сетям обязательно запрашиваются технические условия у поставщиков услуг, производится согласование будущего проекта строительства гипермаркета. В зависимости от мощности проектируемого строения может понадобиться проведение дополнительных наружных инженерных сетей на данный участок для обеспечения заявленных характеристик.
Проектирование гипермаркетов включает в себя разработку проекта благоустройства территории проектируемого строения. Наличие рекреационных зон делает проектируемый гипермаркет привлекательным для различных слоев населения, что улучшает его коммерческие свойства.
Наличие развитой инфраструктуры вокруг территории проектируемого гипермаркета – остановочных комплексов, подъездных путей, парковок и дорог делает его еще более привлекательным для будущих покупателей. Парковочные места должны быть в достаточном количестве, обязательно должны быть предусмотрены парковочные места для инвалидов вблизи входа в гипермаркет. Парковка может быть, как наземной, так и подземной, как открытой, так и закрытой, многоуровневой и т.п. Главная ее задача – обеспечить комфорт будущим покупателям гипермаркета своей большой вместительностью.