Проектирование логистических центров
Логистические центры – одна из современных форм коммерческой недвижимости, наиболее совершенная форма складских площадей. Современные проектируемые логистические центры устроены максимально комфортно для обеспечения всех реализуемых в них функций: обработка, комплектование и распределение грузов, временное размещение и хранение продукции, организация автомобильных, железнодорожных и других видов грузоперевозок, техническое обслуживание транспортных средств, оптимизация логистики, таможенное оформление, брокерские услуги, информационные услуги и др. Логистические центры создаются для того, чтобы осуществлять доставку грузов от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми затратами.
Проектирование логистических центров включает в себя важную задачу – объединение всех проектируемых площадей в единый, бесперебойно работающий комплекс - логистический центр. При проектировании логистических центров выполняется проектирование целого ряда отдельно стоящих, но связанных в единую систему зданий – административных, складских, мест ожидания, транспортировки и сортировки грузов, площадок для стоянки техники. При разработке проекта логистического центра очень важно учитывать все процессы, происходящие в данной проектной единице – транспортировка, хранение, распределение грузов, перемещение, доупаковка, сортировка.
Сердцем логистического центра служит его административно-аналитический центр, который осуществляет управление всеми информационными, финансовыми, транспортными и материальными потоками, циркулирующими в нем.
В структуру проектируемых логистических центров могут входить следующие составляющие:
• складские помещения, оборудованные устройствами для погрузки, разгрузки и комплектации грузов;
• открытые контейнерные площадки для хранения;
• железнодорожная станция, обеспечивающая подачу ваго¬нов непосредственно к разгрузочным площадкам складов и контейнерным площадкам логистического центра;
• морской или речной порт;
• разворотные площадки и стоянки для грузовых и легковых автомобилей;
• электроподстанции;
• площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин;
• парк авто- или электропогрузчиков, обеспечивающих пере¬возку контейнеров международного стандарта;
• административное здание со вспомогательными помеще¬ниями;
• бытовые помещения (раздевалки, душевые, комнаты для отдыха, столовые);
• служба связи;
• служба безопасности, обеспечивающая сохранность мате¬риальных ценностей и безопасность как сотрудников логистических центров, так и их клиентов, и др.
Основные функции логистических центров:
1. Распорядительно-договорная – анализ рынка логистических услуг; планирование процессов по оказанию услуг; заключение договоров на оказание транспортно-логистических услуг; оформление документации.
2. Погрузочно-разгрузочная – организация погрузки, разгрузки и перегрузки грузов.
3. Транспортная – организация перевозок грузов.
4. Заготовительно-складская – организация хранения грузов; сортировка грузов; ведение складского хозяйства.
5. Упаковочная – подбор соответствующей упаковочной тары; упаковка грузов.
6. Комплектующая – комплектование товаров в партии для отправки.
7. Подготовительная – организация предпродажной подготовки товаров с сортировкой по партиям отгрузки.
8. Информационно-аналитическая – подготовка необходимой информации о предстоящей отправке товаров; организация контроля за ходом движения товаров.
9. Иные функции – специальная организация таможенного оформления; организация ремонта и эксплуатации оборудования; устранение дефектов, обнаруженных в товарах; организация страхования; организация финансовых платежей; другие.
Все вышеперечисленные функции логистических центров должны быть рационально распланированы между службами , распределены проектом по зданиями и помещениям будущего логистического центра. Проектируемые здания в составе логистического центра должны соответствовать выполняемым функциям и должны быть оборудованы с учетом происходящих в них процессов.
В зависимости от технических характеристик зданий проектируемого логистического центра можно выделить следующую классификацию логистических центров:
1. Класс А++. Роботизированный склад, высотой от 28 метров, приемка/отгрузка за 5 минут, до 100% без участия человека.
2. Класс А+,А.
Обязательные критерии:
– Одноэтажное складское здание из легковозводимых металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы, без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров, с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
– Площадь застройки логистического центра– 40-45%.
– Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн на 1 м2, на уровне 1,2 метра от уровня земли.
– Высота потолков – не менее 13 метров (не менее 10 м в случае класса А), позволяющая обеспечить многоуровневое стеллажное хранение.
– Регулируемый температурный режим.
– Наличие инженерных коммуникаций: система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения; система вентиляции; система охранной сигнализации и видеонаблюдения;
– Наличие собственной автономной электроподстанция и теплового узла.
– Достаточное количество автоматических ворот докового типа (докшелтеров) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты не менее 1 на 500 м2.
– Площадки для стоянки и парковки большегрузных и легковых автомобилей.
– Площадки для маневрирования большегрузных автомобилей.
– Офисные помещения при складе.
– Вспомогательные помещения при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
– Система учета и контроля доступа сотрудников логистического центра.
– Оптико-волоконные телекоммуникации.
– Огороженная, освещенная благоустроенная территория логистического центра.
– Расположение вблизи основных центральных автодорожных магистралей.
– По желанию – наличие железнодорожной ветки.
3. Класс В+.
Аналогичны классу А+ за исключением следующего:
– Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, построенное или реконструированное.
– Площадь застройки – 45-55%.
– Отсутствуют требования к шагу колонн и расстоянию между пролетами.
– Высота потолков – от 8 метров.
– Количество докшелтеров – не менее 1 на 1000 м2.
– Пандус для разгрузки автотранспорта.
–Система учета и контроля доступа сотрудников, Автономная электроподстанция и тепловой узел и Ж/д ветка – проектируются по желанию.
4. Класс В.
– Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, вновь построенное или реконструированное промышленное здание.
– В случае двухэтажного строения необходимо наличие достаточного количества грузовых лифтов (подъемников) грузоподъемностью не менее 3-х тонн, не менее 1 на 2000 м2.
– Высота потолков – от 6 метров.
– Пол – асфальт или бетон без покрытия.
– Наличие систем: отопления, пожарной сигнализации и пожаротушения, охранной сигнализации, видеонаблюдения.
– Пандус для разгрузки автотранспорта.
– Площадки для стоянки и маневрирования большегрузных автомобилей.
– Охрана по периметру территории.
– Сети телекоммуникации.
– Вспомогательные помещения при складе.
– Система вентиляции, офисные помещения при складе, система учета и контроля доступа сотрудников, автономная электроподстанция и тепловой узел, ж/д ветка – проектируются по желанию.
5. Класс С.
– Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
– Высота потолков – от 4 метров.
– Пол – асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
Желательные, но необязательные критерии:
– В случае многоэтажного строения – грузовые лифты/подъемники.
– Ворота на нулевой отметке.
– Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
– Наличие систем вентиляции и отопления, пожарной сигнализации и пожаротушения.
– Офисные помещения при складе.
– Ж/д ветка.
– Пандус для разгрузки автотранспорта.
– Охрана по периметру территории.
– Телекоммуникации.
– Вспомогательные помещения при складе.
6. Класс D.
– Подвальные помещения или объекты, неотапливаемые производственные помещения или ангары.
– Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей, пожарная сигнализация и система пожаротушения, система отопления и вентиляции, офисные помещения при складе, ж/д ветка, телекоммуникации, охрана по периметру территории – проектируются по желанию.
На сегодняшний день при проектировании логистических центров следует руководствоваться следующими документами:
• СП 57.13330.2010 Складские здания. Актуализированная редакция СНиП 31-04-2001
• СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001
• СП 44.13330.2010 Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87
• Градостроительный кодекс РФ
• Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Перечень нормативной документации может быть расширен в процессе проектирования в связи с наличием специальных норм на проектирование инженерных систем, архитектурных решений, конструктивных узлов строений.
1. Подготовительный. Выбирается участок под строительство логистического центра, анализируется планируемый товаропоток и формируется техническое задание для дальнейшей разработки проекта логистического центра.
2. Технологическое проектирование логистического центра. Рассчитываются размеры помещений и объем оборудования логистических центров.
3. Архитектурно-строительное проектирование логистических центров. Этап посвящен решению вопросов, связанных с созданием проекта инженерных систем и разработкой проектной документации в соответствии с правительственным постановлением РФ № 87 от 16.02.2008 года.
На начальном этапе разработки проекта логистического центра очень важно определиться с реализуемыми параметрами проектируемого логистического центра:
• Общая концепция складов, их целевая аудитория.
• Прогноз планируемого товарооборота логистического центра.
• Оценка достаточности планируемой площади логистического центра.
• Определение оптимальной инфраструктуры логистического центра (подъездные пути, расположение доков, размещение зон внутри здания, пути перемещения персонала и техники, движение входящих и исходящих товарных потоков).
• Определение внутреннего зонирования участков проектируемого логистического центра. • Подбор, расчет количества и размещение необходимого оборудования (используя весовые и габаритные характеристики товаров, прогноз товарооборота, принципы организации зон склада определяются тип и количество техники).
• Расчет объемно-планировочных решений (расчет складской площади, оценка вариантов организации склада).
• Расчет необходимого количества погрузочной техники и ее типы (расчет техники для различных технологий хранения, анализ рынка предлагаемой техники, уборочная техника, источники питания).
• Расчет необходимого количества персонала.
Основным документом, определяющим методы проектирования логистического центра является техническое задание, полученное от заказчика, которое, в свою очередь, должно содержать следующие данные:
• Габаритные размеры проектируемого логистического центра;
• Необходимая высота;
• Температурные условия;
• Расчетная нагрузка на пол;
• Отделочное покрытие;
• Какие виды товаров планируется хранить;
• Объём хранения;
• Время хранения;
• Величина транспортного потока товаров;
• Способы погрузки и разгрузки товаров;
• Наличие вспомогательных помещений и рабочих зон;
• Размеры проектируемого логистического центра;
• Типы полов (бетонные, полимерные) и нагрузки на него;
• Необходимое инженерное оборудование (отопление, вентиляция, освещение и др.);
• Необходимое кранового и другое специальное оборудование;
• Оборудование для разгрузки и погрузки, пандусы;
• Требования по огнестойкости;
• Размеры и количество окон, ворот, дверей, лестниц и т. п.
До начала проектных работ обязательно должны быть проведены предпроектные изыскания территории будущего логистического центра, определены следующие параметры: геологические параметры застраиваемой территории, гидрологические параметры, геодезическая привязка на местности, наличие инженерных коммуникаций в зоне строительства. Финальным этапом проектирования логистических центров является прохождение проектной документацией экспертизы и получение положительного решения по ней.
35% площади – комбинированные терминалы;
30% – открытые склады;
20% – закрытые склады;
15% - подъездные пути и площадки для маневрирования.
Архитектурные решения проектируемых логистических центров следует принимать с учетом градостроительных, природно-климатических условий района строительства и характера окружающей застройки.
Объемно-планировочное и конструктивное решения логистических центров должны способствовать исключению возможности получения травм при нахождении в нем людей в процессе передвижения, работы, пользования передвижными устройствами, технологическим и инженерным оборудованием.
Конструктивные решения проектируемых логистических центров должны быть рассчитаны на действие нагрузок от собственного веса и конструкций, которые на них опираются, снеговых и ветровых нагрузок, нагрузок от технологического оборудования, транспортного и инженерного оборудования.
При проектировании закрытых сооружений логистических центров основой служит каркас из стальных металлоконструкций. Каркасные конструкции позволяют значительно сократить сроки возведения логистического центра, что становится особенно актуальным при строительстве на больших площадях. Кроме того, конструкция каркаса позволяет в любое время провести реконструкцию логистического центра, расширить складские помещения, изменить внутреннюю планировку, сделать пристрой, осуществить демонтаж и перенести сооружение в другое место.
В качестве ограждающих конструкций при строительстве чаще применяются трехслойные сэндвич-панели, либо металлические листы. Также ограждающие конструкции могут быть выполнены по технологии вентилируемых фасадов (с утеплением и без), применяются сэндвич-панели с утеплителем поэлементной сборки с облицовкой фасадными кассетами, металлосайдингом, профнастилом и пр.
Проектом логистического центра может быть предусмотрено оснащение грузоподъемными механизмами: электромостовым опорным и подвесным краном, кран-балкой и тельфером. Для этого должны быть запроектированы специально предусмотренные металлические конструкции для их перемещения внутри здания.
Для удобства хранения и перемещения грузов по территории логистического центра потолки здания проектируются высокими. Высота потолков может достигать 20 метров. Это позволяет устанавливать внутри склада стеллажное оборудование для размещения и хранения большого количества товаров.
Также возможен напольный метод хранения грузов. Для этого проектируется пол склада со специальным антипылевым покрытием.
Высота от пола до низа конструкций и выступающих элементов коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей и на путях эвакуации должна быть не менее 2 м.
В одноэтажных складских зданиях с высотным стеллажным хранением допускается при обосновании использовать конструкции стеллажей для опор покрытия и крепления ограждающих конструкций наружных стен.
Перед терминалом проектируется специальная площадка для маневров и разворотом автомобилей с грузом.
Для удобства заезда и последующей разгрузки автомобилей монтируются автоматические ворота и разгрузочные площадки, высота которых регулируется.
В зависимости от назначения здания логистических центров должны быть оснащены:
- системами пожарной защиты;
- системами электроснабжения;
- водоснабжением и канализацией (при наличии постоянных рабочих мест);
- системами вентиляции и отопления.
Проектируемый логистический центр может быть оснащен системами пожарной и охранной сигнализации. В зависимости от категории размещаемого груза, установка этих систем может быть обязательной. Проектом может быть предусмотрена установка системы видеонаблюдения, позволяющая обеспечить контроль за сохранностью находящихся в логистическом центре товаров, контрольно-пропускной системой для сотрудников склада и посторонних лиц.
Отопление помещений проектируемого логистического центра может быть спланировано таким образом, чтобы температурный режим можно было регулировать. Некоторые категории проектируемых складов могут быть неотапливаемыми в зависимости от типа размещаемого груза. Неполадки в проектируемых системах отопления логистических центров могут привести к порче хранимых грузов, поэтому система отопления должна быть запроектирована бесперебойной, с резервными источниками.
Вентиляция в помещениях проектируемых логистических центров нужна для того, чтобы в проектируемых помещениях не скапливалась пыль, не появлялись посторонние запахи и поддерживалась оптимальная влажность воздуха. Она обеспечит эффективную очистку приточного воздуха от газов, летучих веществ и бактерий, которые могут содержаться в составе пыли.
Вся территория проектируемого логистического центра должна хорошо освещаться, чтобы обеспечить принятие товара в любое время суток. Для этого производится расчет, проектирование и монтаж соответствующего оборудования.
Для исключения отрицательного влияния производственных объектов логистического центра на окружающую среду следует выполнять мероприятия по очистке и обезвреживанию промышленных стоков, улавливанию и очистке технологических и вентиляционных выбросов, внедрению безотходной и малоотходной технологий; своевременному удалению, обезвреживанию и утилизации отходов производства.
Проектирование логистических центров объединяет в себе многие сферы проектирования – проектирование зданий производственного назначения, проектирование зданий административного назначения, проектирование металлоконструкций, проектирование инженерных сетей, технологическое проектирование. Таким образом, в реализации данного процесса могут быть задействованы различного рода проектные специалисты, которые, в свою очередь, должны действовать сообща друг с другом, ведь именно при обобщенном подходе к проектированию всего логистического центра достигается максимально рациональный результат.