Проектирование школ
Слово «школа» имеет древнегреческие корни и означает – досуг, учебное занятие – это учебное заведение, в котором получают общее образование.
Абсолютно точную дату возникновения такого явления как школа историческое сообщество назвать не может, но первые упоминания, которые известны родом из Древнего Египта. Получать образование в Древнем Египте посчастливилось не каждому, только дети фараонов, жрецов и приближённых имели доступ и прерогативу к обучению. Современные учащиеся используют в процессе обучения много вспомогательных инструментов, например: тетрадь, ноутбук и т.п. в Древнем Египте учащиеся имели в своём распоряжении папирус, в нём делали заметки, записи. Так же, как и современные, учащиеся Древнего Египта сдавали экзамены для зачисления в школу и для того, чтобы закончить её.
На Древнем Востоке у Шумеров тоже открывались школы, которые носили название «дом табличек». Главным назначением школы было подготовить писцов. Официальной формы у Шумерских школьников не было, но их всегда можно было заметить и отличить от других по табличкам и палочке, которые они носили с собой, а многие из них одевались как уже состоявшиеся писцы.
Если из древности перенестись в средние века, то там школами были монастыри и церкви, именно в них готовили будущих священников, обучение было платным и обучались в основном дети очень состоятельных феодалов и мещан. Хочется отметить, что не только сословие и финансовое состояние имели роль в зачислении в школу средневековья, но и пол, образование было доступно только мальчикам.
В XIII и XIX веке кроме церковных школ начали появляться цеховые школы, в них обучались дети городских ремесленников и гильдейские школы, которые создавали купцы. Только после XVI века стали появляться специальные обучающие пособия -прототипы современных учебников.
Так постепенно в ходе исторического развития проектировались и появлялись:
- городские школы, в которых уже не столь пристальное внимание уделялось религиозному аспекту;
- гимназии, первые спроектированные гимназии появились в Германии, а в 20-ые года XVI века все городские школы Германии были преобразованы в гимназии;
- публичные школы – это Английские грамматические учебные заведения, похожие на гимназии в Германии;
- колледжи, появились во Франции XV века;
- дворцовые школы относятся к западноевропейской образовательной системе.
В России XVIII века происходили разного рода изменения и в системе образования в том числе.
Появились и проектировались такие учебные заведения как:
- цифровые школы, в которых проходили обучение дети в возрасте десяти – пятнадцати лет, которые изучали грамоту, арифметику и геометрию;
- гарнизонные и адмиралтейские школы, в этих школах обучались будущие солдаты и матросы;
- горнозаводские школы, для обучения будущих работников низших сословий и т.д.
Сейчас, конечно, сложно представить, что современная система образования со всеми передовыми технологиями, которые на данный момент доступны для нас когда-то брала своё начало в Древнем Египте с папируса, а у берегов Тигра и Евфрата ходили ученики-писцы, в арсенале у которых были лишь с таблички и палочки.
Проектирование школ напрямую зависит от типа проектируемой школы. В современной образовательной системе проектируются различные виды школ:
1. Общеобразовательные школы
Характерной чертой таких проектируемых школ является обучение школьников по стандартам государства;
2. Школа-интернат
Характерной чертой таких проектируемых школ является нахождение учащихся в стенах школы круглосуточно;
3. Специализированные школы
Характерной чертой таких проектируемых школ является углубленное изучение каких-либо предметов;
4. Школы с эстетическим уклоном
Характерной чертой таких проектируемых школ является изучение искусства
5. Школы дополнительного образования
6. Школы для учеников с особым состоянием здоровья
Характерной чертой таких проектируемых школ является обучение в ней учеников с физическими или психическими отклонениями.
Нормы, по которым проектируются школы, такие как образовательная и школа-интернат очень похожи, и их конструктивные и проектные особенности не имеют принципиальных отличий друг от друга, а вот школа искусств – иначе. При проектировании школы искусств следуют учесть характерные особенности и требования, например: наличие мастерских и соответствующего оборудования, определённое освещение и обязательное наличие вентиляции.
1. Участок, который выбран для проектирования должен находиться в подходящих климатических условиях;
2. Участок, который выбран для проектирования, должен находиться в отдалении от железной дороги и трамвайных путей, оживлённых магистралей;
3. Будет весомым плюсом, выбранного для проектирования участка, наличие на участке или рядом с ним зелёного массива.
Что касается площади участка для проектирования школы, то тут используются нормативы двадцать пять – тридцать метров квадратных на одного школьника, из чего следует, что минимальный размер участка для проектирования школы тысяча метров квадратных.
Если проектируемая школа располагается на неровном участке с перепадом рельефа, следует разместить здание школы в наивысшей точке участка, с возможностью обзора всей прилегающей территории.
Также стоит уделить внимание при проектировании школы её расположению в масштабах населённого пункта и транспортной доступности для будущих школьников. Автомобильные дороги, которые ведут к проектируемой школе должны быть оборудованы для пешеходов и иметь пешеходные переходы, согласно СанПиНу, удалённость начальной школы от пешеходного перехода не должна превышать триста метров, а для основной и средней школы пятьсот метров, также стоит позаботиться о безопасности высадки учащихся из автотранспортных средств близ проектируемой школы.
В гигиенических требованиях прописаны:
1. Требования, предъявляемые к участку, на котором проектируется школа;
2. Требования к санитарному состоянию проектируемой школы;
3. Требования к тепловому режиму проектируемой школы;
4. Требования к освещению проектируемой школы;
5. Требования к оборудованию классов проектируемой школы;
6. Требования к учебному и воспитательному процессу проектируемой школы;
7. Требования к оказанию медицинской помощи и питанию будущих учащихся проектируемой школы.
В зависимости от того какая школа проектируется (начальная образовательная школа, общая образовательная школа или средняя образовательная школа) рассчитывается количество мест в ней, от этого же зависят объёмно-планировочные решения проектируемой школы.
Главным помещением проектируемой школы является классный кабинет, именно в нём учащиеся проводят основное количество времени, пребывая в школе. Кабинет должен соответствовать нормативной площади, иметь хорошую вентиляцию и подходящее освещение. Классный школьный кабинет проектируется обычно вместимостью от тридцати пяти до сорока человек, всем должно быть отлично видно классную доску и слышно педагога.
В цифрах это выглядит так (из расчёта на одного учащегося):
1. Норма площади школьного кабинета проектируемой школы – 1,25 м2 на одного учащегося;
2. Воздушный куб проектируемой школы – 4,5 м3 на одного учащегося при высоте потолка 3,3 м.
3. Норма вентиляции проектируемой школы – 15 м3 на одного учащегося.
Проектирование школ предусматривает следующие требования к помещениям:
1. Спортивный зал школы
Рекомендуется его проектирование и расположение на первом этаже проектируемой школы, и даже лучше если спортивный зал будет спроектирован отдельно от основного здания школы (соединен со школой галереей), необходимо обустроить раздевалку, душевую и туалет учитывая половые различия, отдельно для мальчиков и девочек. Также нужно расположить помещение для снарядов и кабинет преподавателя.
2. Школьная трудовая мастерская
При проектировании данного объекта, следует учесть необходимость наличия нескольких мастерских (столярной и слесарной) при расчёте площади руководствуются нормами 6 м2 на одного учащегося.
3. Рекреационные школьные помещения
На этапе проектирования школы размер коридора рассчитывают из расположения кабинетов одностороннее или двухстороннее, в первом варианте 2,8 метра, а во втором – 4 метра.
4. Школьный гардероб
По нормативам гардеробная располагается на первом этаже проектируемого здания в классных кабинетах и рекреациях их быть не должно.
5. Туалет
При проектировании школы, туалет должен располагаться на каждом этаже будущего здания и иметь разделение на мужской и женский.
6. Школьная библиотека
Ещё на этапе проектирования школы необходимо позаботиться о том, чтобы учащемуся было комфортно и удобно пользоваться справочно-информационном центром.
7. Школьная столовая
Данное помещение проектируется тогда, когда в школе планируется обучение более 100 учащихся, она должна соответствовать нормам и возможностью оснастить горячим питанием учащихся.
8. Медицинский пункт
Размер помещения врача по нормам составляет 14 м2, а его длина 7 метров, это позволяет проводить проверку остроты зрения и слуха у обучающихся, процедурный кабинет, кабинет стоматолога и психолога. Также по гигиеническим нормам необходим отдельный санитарный узел.
Так стоит отметить, что, согласно нормам, этажность здания не должна превышать четыре этажа, а помещения, в которых будут обучаться дети с отклонениями в развитии не должны располагаться выше первого этажа.
Дистанция между зданиями, в которых имеются оконные проёмы от зданий, расположенных на том же участке и от границы участка, на котором проектируется школа, должна быть не менее восьми метров.
Дистанция между школьными помещениями, если их освещение осуществляется через светопроёмы в стенах здания должна быть не менее двенадцати метров.
При проектировании школы также необходимо учесть размер рекреационного двора, он рассчитывается исходя из 5 м2 на одного учащегося, но она не может быть менее 400 м2, а покрытие должно быть не образующим пыль.
Проектирование школ должно обеспечивать соблюдение ориентации на юг, юго-восток и восток. Эти требования не касаются специализированных кабинетов, например, чертежный.
Размер окон должен соответствовать 1/5 от размера пола. Если учебный кабинет имеет глубину более 6,5 м, то возникает потребность в естественном освещении с двух сторон.
Расстояние от пола до окна должно ровняться 0,9 м.
Кубатура проектируемого школьного кабинета из расчёта на одного учащегося составляет от 4 м3.
1. СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования;
2. СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования;
3. ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях;
4. СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий";
5. СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
6. СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий";
7. СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение";
8. СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
9. СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха";
10. СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, 2);
11. СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования;
12. Постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16.02.2008 года.
Нормативно-правовые и законодательные документы являются основой при проведении проектной организацией проектных работ.
Проектирование школ должно учитывать, что само помещение школы обязано:
1. Создавать безопасные условия для нахождения в неё учащихся, обеспечить сохранность имущества;
2. Соответствовать нормам и требованиям, которые прописаны в нормативно-правовых и законодательных документах;
3. Быть пригодным для проведения в дальнейшем ремонтных работ;
4. Соответствовать санитарным, гигиеническим и экологическим требованиям, которые предъявляются к проектируемому объекту.
Также при проектировании и строительстве необходимо руководствоваться всеми нормами и требованиями пожарной безопасности (например, использовать экологичные строительные материалы, не горючие покрытия и т.д.) при эксплуатации спроектированной школы могут возникнуть различные экстренные ситуации и к этому необходимо быть готовыми как сотрудникам, так и учащимся.
При проектировании школы необходимо учесть следующие требования к пожарной безопасности:
1. Обеспечить наличие огнетушителей, ящиков с песком и пожарных щитов, расположение всего этого необходимо продумать ещё на этапе проектирования; 2. При проектировании здания школы необходимо заранее позаботиться о противопожарной сигнализации, её работа должна быть бесперебойной и автоматической;
3. Необходимо спроектировать и заложить систему оповещения сотрудников и учащихся о пожаре в здании школы;
4. Должны быть предусмотрены и размещены планы и схемы эвакуации из здания школы, согласно которым и будут действовать сотрудники и учащиеся;
5. Ещё на этапе проектирования необходимо предусмотреть, где будут располагаться запасные выходы, которыми могут воспользоваться сотрудники и учащиеся при эвакуации, так же стоит позаботиться о том, чтобы данные выходы всегда находились в исправном состоянии;
6. На всех этажах проектируемой школы необходимо обеспечить наличие эвакуационных табличек;
7. На всех этажах проектируемой школы необходимо обеспечить наличие информационных стендов о правилах поведения при возникновении пожара и тех мероприятиях, которые необходимо проводить, чтобы его не допустить.